Последние статьи рубрики "Культура"

Шаманы мои друзья

У каждого бывает в жизни час Х, когда что-то внутри зовет туда, куда обычно не тянет. Так случилось со мной однажды летом, лет семь назад. Была реклама некоего этно-транс фестиваля...

Предсказатель Барнашка

У разных народов прославились своими предсказаниями провидцы будущего. У бурят самым известным небуддийским предсказателем считается Барнашка, в бурятском произношении – Барнашхэ Балтханов или по документам Барнашка Бутуханов . Он жил...

О шаманизме, тенгриях и их иерархии

Шаманизм — древняя религия бурят — господствовала у всех этнических групп, проживавших по обе стороны Бaйкaла. Гмелин, Георги и другие русские и иностранные путешественники XVIII века во время пребывания в...

Шаманизм на Oльxoне

В мифах и легендах бурят Oльxoн называют обиталищем грозных духов Бaйкaла. Сюда, по преданиям, спустился с неба главный из ханов – Хаан-Хутэ-баабай, посланный на Землю высшими богами. Здесь живет в образе белоголового орла-беркута его сын по имени Хан Шубуу нойон, который первым получил шаманский дар от тэнгриев. На остров Oльxoн, считавшийся сакральным центром северного шаманского мира, сбегали монгольские шаманы во время преследования их ламами в эпоху Чингисхана. В силу своей изолированности остров Oльxoн стал последним оплотом шаманов Северной Азии. В конце 1990-х гг. шаманы Республики Бурятии официально признали остров Oльxoн «главным святилищем, культовым центром общемонгольского и центральноазиатского значения, олицетворяющим сакральную прародину бурят». Остров Oльxoн стал официально значиться как культовый центр общебурятского значения.

По шаманской мифологии, шаманство возникло с сотворения мира, и первый шаман был сыном небожителя, который опустился на землю в образе орла и сотворил шамана. По одной из версий – орел летел между небом и землей и получил шаманский дар от неба. Ему было трудно нести этот шаманский дар,и он опустился на землю, где передал его женщине-эвенкийке. Она – своему мужу-буряту. Культ священного орла широко распространен по всей Сибири.

Божественный Орёл на Oльxoне

Божественный Орёл на Oльxoне

Особенно много древних легенд о белоголовом орле связано с островом Oльxoн. Согласно мифам, божество в образе орла опустилось с неба на остров и избрало местом своего пребывания пещеру на мысе Бурхан. Почитание белоголового орла и его связь с первым шаманом прослеживаются в большом количестве мифов. По легенде, записанной этнографом М.Н. Хангаловым, наострове Oльxoн на горе Жима в старину жил царь всех шаманов – Божественный Орел, сотворивший множество oльxoнских белоголовых орлов. Миф обожестве-орле известен и в землях, удаленных от Бaйкaла. Орлиные перья у тувинских шаманов были непременной частью головного убора. Этнографами установлено, что для головного наряда использовалось до нескольких десятков больших орлиных перьев.

 Для шаманистов характерна вера во множество богов и духов. Во всех случаях жизни шаманисты видели вмешательство духов неба, земли, стихий, гор,воды, предков. Верховным божеством считалось Вечно Синее Небо – Хухэ Мун-хэ Тэнгри. Земля, по шаманским понятиям, является серединным миром, одухотворенным во всех проявлениях природы и жизни и населенным не видимыми большинству людей разнообразными духами. Для древнего человека непрерывная связь с природой, ощущение ее ритмов и гармонии были привычным образом жизни.

Тотем орла

Тотем орла. Установлен на пути к острову Oльxoн.

В шаманском пантеоне главенствуют два божества:Хухэ Мунхэ Тэнгэри – Вечное Синее Небо и Этуген –земля-матушка, следом за ними по своей значимости идут 9 сыновей неба, считающихся старейшими небесными духами и предками всех прочих духов, и множество тэнгриев, ответственных за различные природные явления на земле, заступники человеческих душ, племен и родов, покровители ремесел, болезней, колдовства и т. д. После божеств высшего ранга – небесных духов тэнгриев, рангом ниже идут их сыновья и внуки– хаты, нойоны, следом великие эжины гор, рек, озер, различных местностей, Бaйкaла, Ангары, Oльxoна и т. д.

Сэргэ

Столбы сэргэ на мысе Бурхан

Эжинов превеликое множество. Вряд ли сегодня удастся найти шамана или ученого, могущих перечислить имена всех существовавших ранее в бурятской мифологии тэнгриев, хатов, нойонов, заянов и т.д. Одних только небесных духов тэнгриев насчитывалось – 55 западных,белых, олицетворяющих добрые стихии природы, и 44 восточных, черных, являющихся проявлением злых сил.По представлениям шаманистов духи присутствуют повсюду, от их благосклонности зависит здоровье, судьба и счастье человека. Каждая местность, природное явление, примечательная скала, родник, необычное дерево имеют своего духа-покровителя. Даже отдельные предметы могут иметь своего эжина, могут вмещать одного или одновременно нескольких разных духов. Поклоняясь им и задабривая подарками можно добиться их благосклонности и соответственно обеспечить для себя удачу в делах. Места жертвоприношений эжинам были постоянными, особо почитались, и отмечались установкой сэргэ – столбами для коновязи и приношениями. Считалось, что если проехать мимо такого места и не сделать подношения, удачи не будет или в пути  может произойти несчастье. Эта традиция сохраняется и в наше время, останавливаются в святых местах, как верующие буряты, так и случайные проезжающие путники, мало знакомые с шаманизмом.

Интересно отметить, что эжин Бaйкaла не имеет определенного символического местопребывания и конкретного намоленного места для жертвоприношений. Например, местопребывание эжина истока Ангары – Ама Сагаан-нойона прописано на Шаманском камне, хозяина долины Баргузина – Хажар Сагаан-нойона на горе Барагхан. Эжин Oльxoна – владыка острова бессменно присутствует на мысе Скала-Шаманка. Их присутственные места хорошо известны местному населе нию и культ их почитания широко распространен. Как не странно, но хозяин Бaйкaла – Далайн эжин по имени Дайр Саган-нойон и его супруга Далабшата саган хатан не входят в число 13 великих северных нойонов, числятся рангом ниже, и культ их почитания, не имеет широкого распространения. По свидетельству информаторов, почитается он только кударинскими (буряты, проживающие в дельте Селенги) и oльxoнскими бурятами, которые занимаются рыболовством, причем именуют они хозяина Бaйкaла по-разному. Буряты представляют егв образе бородатого седого старца, живущего постоянно на дне глубоких вод озера, в окружении большого количества слуг. Далайн эжин не имеет постоянного присутственного места на берегу озера. Считается, что его дух будет проявляться в том месте побережья озера, где ему будут молиться. Обряд его почитания рыбаки обычно проводят весной, когда растает лед, перед началом рыбного промысла. Обычно на берегу брызгают молоком, потом водкой и приносят жертву козлом.

В древних преданиях рассказывается о 13 северных нойонах – сыновьях божественных тэнгриев, которые спустились с неба по просьбе людей, страдающих от болезней и голода, вершить суд над людьми и выбрали различные места проживания. Самый главный из них,старший и самый сильный Хан Хутэ-баабай (Хан Гхотобаабай) избрал местом пребывания пещеру на Шаманском мысе острова Oльxoн. В шаманской традиции его образ наделен орлиным носом и орлиным взглядом, видящим внутреннею сущность.

Скала Шаманка

Скала Шаманка. Мыс Бурхан

По мнению oльxoнского шамана В. Хагдаева, «старшим из этих 13 хатов, т. е. «ахалагша», является сын главы 55 западных небожителей Хан-Хурмас тэнгэри,хат по имени Хан Гхото-баабай». По словам oльxoнских стариков, Хан Хутэ-баабай имеет три призрачных дворца: один – на небесах, второй – на земле, это мыс Скала Шаманка, третий – в подземном мире. Одна из легенд гласит:

Хан Хутэ-баабай, сделавшись царем всех шаманов, избрал постоянным местом пребывания остров Oльxoн. Он стал хозяином острова, а также защитником и покровителем всей шаманской религии северного толка.

Почитание его было так велико, что, даже следуя по особо важным делам, ни один из местных жителей не решался проскакать верхом на коне мимо мыса с пещерой. Копыта коней обвязывались сверху кожей, чтобы не цокали и не тревожили покой Великого Духа. Путники спешивались и проводили коня следом за собой на поводу. Известный российский ученый В.А. Обручев, производя в 1889 г. геологические исследования на Oльxoне, пишет:

…но всего замечательнее суеверный страх, который oльxoнские буряты питают к пещере.

Мимо Шаманской скалы нельзя проезжать на колесах,а только верхом или в санях, почему в летнее время сообщение между западной и восточной частями Oльxoна производится только верхом, да и то в редких случаях, так как буряты вообще неохотно ездят мимо пещеры;кроме того, в том случае, если в одном из родов есть покойник, членам этого рода, т. е. целой половине острова, запрещалось проезжать мимо пещеры в течение известного времени; по этой причине мой проводник – бурят из Долон-аргуна довел меня до Хужира и вернулся назад, я же проезжал с другим крещеным бурятом мимо пещерыдо улуса Харанцы и здесь взял другого проводника; на обратном пути было то же самое…

Вековые наблюдения за природой выработали мудрые правила, согласнокоторым человек должен жить в равновесии и гармонии с природой и ее духами,не нарушать естественного порядка вещей в мире.

«Просто надо понять, что вокруг все живое, одушевленное. Большой грех наносить природе какой-либо вред. Передвигая камни и разрушая растительный покров, человек наносит вред своей карме – отсюда его последующие неудачи в делах и болезни» – так учат шаманы.

Каждодневное общение с духами природы отразилось и в традиционном для древнего человека щадящем природопользовании, когда вся окружающая природа воспринималась как единый Божественный храм.

Новые статьи

Смотритель маяка

Из книги “Oльxoн – моя родина”. Глава 6. Автор: Каплина З. И. На одной из оконечностей о. Ольхон, прилегающей к проливу...

Интерактивная карта

Идея создать интерактивную карту для острова Ольхон пришла ко мне задолго до того, как я решил сделать этот сайт. Наконец...

Oльxoн. Места силы

Горы и реки. Родники и высоты. Кто там был, не может полностью осознать меру влияния мест силы на жизнь и...

Последние комментарии

Наши партнёры

Проект "Чистые берега Байкала" Бюро экскурсий "Душа Ольхона" Компания "Источник и ресурсы"

info_avia_tours