Журнал про Ольхон Культура О шаманизме, тенгриях и их иерархии

О шаманизме, тенгриях и их иерархии

Бaйкaльский шаман

Шаманизм — древняя религия бурят — господствовала у всех этнических групп, проживавших по обе стороны Бaйкaла. Гмелин, Георги и другие русские и иностранные путешественники XVIII века во время пребывания в Забaйкaлье встречались с шаманами и шаманками, интересовались предметами культа, наблюдали камлание.

Бурятский шаманизм выделятся целым рядом особенностей: представлением о высших божествах, сложной системой обрядов и жертвоприношений, делением шаманов на белых и черных, особой школой шаманского посвящения и другими. В своем генезисе и основных положениях он имеет много общего с монгольским шаманизмом, так как предки бурят и древние монголы в силу исторического развития были довольно тесно связаны между собой. Нельзя забывать, что в состав бурятской народности влились многочисленные группы монголов, покинувшие родные места во время междоусобиц и принесшие с собой религию предков.

Шаманисты одушевляют природу, обоготворяют ее явления. По шаманской мифологии, высшим божеством является небо — Хухэ Мунхэн тэнгри (Вечное синее небо). Небо считается мужским началом, дарующим жизнь, а земля — женским началом, дарующим форму предметам. Небо рассматривается одновременно и как особый мир, где существует своя жизнь, живет множество богов — тэнгриев, из которых одни считались добрыми, светлыми, а другие — злыми, темными. Светлые небесные божества назывались огторгойн мянган бурхад — тысяча небесных божеств, они иногда созывали совещания на Плеядах для обсуждения бед, постигших бурят на земле. Небесные божества — тэнгрии — делились на западных и восточных. Когда-то они были объединены под главенством старого и могущественного Асаранга-тэнгри, а после его смерти разделились на два лагеря: 55 западных, добрых, и 44 восточных, гневых, тэнгриев.

Шаман бурят

Шаман бурят. Открытка 1904-го года.

Во главе западных тэнгриев стоит Хормуста-тэнгри, а во главе вторых — Ата-Улан тэнгри. Каждый тэнгри или группа тэнгриев, местопребывание которых — видимая часть неба, ведают определенной областью природных явлений и жизни людей. Так, например, небу покровительствуют семь тэнгриев, грому и молнии—десять, светилам (солнцу, луне и другим) — восемь, болезням — три. Несмотря па вражду, западные и восточные тэнгрии поддерживают между собой связь через специального посланника Сан-Сагаан-нойона. Ступенью ниже тэнгриев стоят их сыновья и внуки, получившие общее название «хаты» и соответственно разделявшиеся на западных, добрых, и восточных, гневных. Западных ханов 90 и их возглавляет Хан-Шаргай-нойон; во главе восточных ханов стоит Эрлик-хан. В ведении последнего находится подземное царство с 88 темницами, где томятся души людей, совершивших проступки, а также обитает многочисленный штат чиновников: писарей, надзирателей, рассыльных и прочих. Жизнь тэнгриев и ханов ничем не отличается от жизни богатых и властвующих на земле людей. Они имеют жен, детей (преимущественно сыновей), многочисленные стада скота и табуны лошадей, окружены большой свитой слуг, едят, пьют, гуляют, ссорятся, участвовуют в войнах. Тэнгрии, как высшие существа, слишком священны и далеки от людей и часто действуют через посредство хатов, поэтому роль последних в бурятском шаманстве была весьма велика. За тэнгриями и хатами в пантеоне следовал другой разряд божеств или духов — эжины, или хозяева — покровители вод, рек, озер, гор, леса, огня и т. д. Разряд этот многочислен. К нему относились души умерших знаменитых шаманов и шаманок, а также простых людей, по тем или иным причинам приблизившихся к богам.

На самой низшей ступени шаманской иерархической лестницы стоят многочисленные мелкие существа — бохолдой, ада, шудхэр, анахай, альбин, дахабари и другие, представляющие собой души простых смертных, которые занимались тем, что постоянно приносили людям вред. Таким образом, перед нами пантеон, устроенный по образцу земных социально-политических институтов, где роль народа играют толпы человеческих душ и других духов, аристократии — разнообразные боги, а монарха — верховное божество.

Тайлаган

Тайлаган на Oльxoне.

В 1993 году на острове Oльxoн на Бaйкaле было восстановлено проведение традиционного коллективного обряда Тайлган. На обряде шаманы вызывают 13 духов-онгонов, используя практику «вселенного духа». Обряд длится около 12 часов, за это время шаманы общаются со всеми 13 хатами-(13 Небесных Богов), призывая взять под своё покровительство жителей региона и защищать их от войн, пожаров, наводнений, эпидемий и других стихийных бедствий. В рамках тайлгана проводится международная научно-практическая конференции на тему «Oльxoн – сакральное сердце Сибири», в которой принимают участие представители российских регионов и разных стран мира.. Также шаманы «Тэнгэри» проводят «мастер классы» для шаманов Иpкyтcка и других регионов, раскрывая технику шаманской практики «вселение духа-онгона». Обряд проводится ежегодно в начале августа.

Метки:  

Новые статьи

    Смотритель маяка

    Из книги “Oльxoн – моя родина”. Глава 6. Автор: Каплина З. И. На одной из оконечностей о. Ольхон, прилегающей к проливу...

    Интерактивная карта

    Идея создать интерактивную карту для острова Ольхон пришла ко мне задолго до того, как я решил сделать этот сайт. Наконец...

    Oльxoн. Места силы

    Горы и реки. Родники и высоты. Кто там был, не может полностью осознать меру влияния мест силы на жизнь и...

Последние комментарии

Наши партнёры

Проект "Чистые берега Байкала" Бюро экскурсий "Душа Ольхона" Компания "Источник и ресурсы"

info_olkhon_map