Путеводитель по Ольхону Ольхонские Ворота. Паромная переправа

Ольхонские Ворота. Паромная переправа

Пролив Ольхонские Ворота

Ольхонские Ворота — пролив между материком и юго-западным побережьем острова Ольхон. Это самое узкое место между материком и островом, наименьшая ширина составляет всего около 1300 метров, а в самом широком месте, между мысами Улан и Хорин-Ирги – около 2700 метров. В одном из самых узких мест пролива, между поселком Сахюрта и бухта Перевозная, действует паромная переправа, связывающая остров Ольхон с материком.

Протяженность пролива Ольхонских Ворот составляет около 8,5 км. Берега пролива по большей части крутые, скалистые и часто изрезаны глубокими бухтами. С материковой части это бухты Куркутская, Базарная и Тутайский залив, а на острове это заливы Хул, Загли и бухта Перевозная.

Глубина пролива в его средней части 30-40 метров. Бухты на материке в основном мелководные, а вот заливы на Ольхоне, напротив, глубокие, закрытые и хорошо защищены от ветров высокими сопками.

В Ольхонские Ворота открывается Сарминское ущелье, откуда вырывается самый опасный байкальский ветер. Поэтому пролив считается одним из самых опасных на Байкале мест для судоходства. Подводные течения в узких местах пролива так же очень сильны и опасны для пересечения даже в зимнее время по льду.

В старину местным населением для пролива использовались названия Амын и Ольхонский зунд.

Паромная переправа

В летнее и осеннее время переправиться на остров на автомобильном транспорте возможно только через паромную переправу между посёлком Сахюрта на материке и бухтой Перевозная на Ольхоне.

Большой грузопассажирский паром “Ольхонские Ворота”

Паромный комплекс “Ольхон” включает два парома: “Дорожник” — малый паром (принимает 5-6 машин) и большой “Oльxoнские Ворота” (принимает около 17 машин). В летнее время большой паром “Ольхонские Ворота” в основном используется для перевозки частного транспорта, в то время как малый “Дорожник” для муниципального транспорта и рейсовых перевозок. При этом оба парома работают одновременно с интервалом около часа.

В пик туристического сезона в конце лета очереди из автомобилей могут быть очень длинными по обеим сторонам переправы, поэтому чтобы гарантировано переправиться лучше прибыть к парому как можно раньше. Из Иркутска лучше всего выезжать в 4-6 часов утра для того чтобы не стоять в очереди целый день.

Расписание паромов на 2015 год

 

грузопассажирский паром “ДОРОЖНИК”
Остановки Расписания Рейсы
№1 №2 №3 №4 №5 №6 №7 №8 №9 №10 №11 №12 №13 №14 №15
Ольхон с 1 мая по 11 мая 08:00 09:00 ТП 11:00 ТП 13:00 !4:00 15:00 16:00 17:00 ТП 19:00 20:00
Сахюрта 08:30 09:30 11:30 13:30 14:30 15:30 16:30 17:30 19:30 20:30
Ольхон с 12 мая по 31 мая 07:00 08:00 09:00 10:00 11:00 ТП 13:00 14:00 15:00 16:00 17:00 ТП 19:00 20:00 21:00 22:00
Сахюрта 07:30 08:30 09:30 10:30 11:30 13:30 14:30 15:30 16:30 17:30 19:30 20:30 21:30 22:30
Ольхон с 1 июня по 31 августа 07:00 08:00 09:00 10:00 11:00 ТП 13:00 14:00 15:00 16:00 17:00 ТП 19:00 20:00 21:00 22:00 23:00
Сахюрта 07:30 08:30 09:30 10:30 11:30 13:30 14:30 15:30 16:30 17:30 19:30 20:30 21:30 22:30 23:30
Ольхон с 1 сентября по 31 октября 07:00 08:00 09:00 10:00 11:00 ТП 13:00 14:00 15:00 16:00 17:00 ТП 19:00 20:00 21:00
Сахюрта 07:30 08:30 09:30 10:30 11:30 13:30 14:30 15:30 16:30 17:30 19:30 20:30 21:30
Ольхон с 1 ноября до ледостава 08:00 09:00 10:00 11:00 ТП 13:00 14:00 15:00 16:00 17:00 ТП 19:00
Сахюрта 08:30 09:30 10:30 11:30 13:30 14:30 15:30 16:30 17:30 19:30
грузопассажирский паром “ОЛЬХОНСКИЕ ВОРОТА”
Остановки Расписание Рейсы
№1 №2 №3 №4 №5 №6 №7 №8 №9 №10 №11 №12 №13 №14 №15
Ольхон с 1 июня по 31 августа 07:30 08:30 09:30 10:30 11:30 12:30 ТП 14:30 15:30 16:30 17:30 18:30 ТП 20:30 21:30 22:30 23:30
Сахюрта 08:00 09:00 10:00 11:00 12:00 13:00 15:00 16:00 17:00 18:00 19:00 21:00 22:00 23:00 00:00
Ольхон с 1 сентября по 31 ноября 09:30 ТП 11:30 12:30 ТП 14:30 15:30 ТП 17:30 18:30 ТП 20:30
Сахюрта 10:00 12:00 13:00 15:00 16:00 18:00 19:00 21:00
Ольхон с 1 ноября до ледостава 09:30 ТП 11:30 12:30 ТП 14:30 15:30 ТП 17:30 18:30
Сахюрта 10:00 12:00 13:00 15:00 16:00 18:00 19:00

 

Ледовая переправа

В зимнее время в конце января и начале февраля, в зависимости от толщины льда, открывается официальная ледовая переправа. Переправа соединяет материк с островом от посёлка Куркут до Иркутской губы и протяженность маршрута по льду составляет более 11 км. С обоих сторон выезда на лед устанавливаются шлагбаумы и знаки, а по всему пути устанавливаются “вешки” — столбики воткнутые в лёд и обозначающие маршрут.

Куркут. Выезд на ледовую переправу.

В этот период на переправе регулярно дежурят сотрудники МЧС. Раз в неделю они измеряют толщину льда, которая, как правило, не менее 70-и см., а так же постоянно проверяют безопасность маршрута на наличие опасных торосов.

Местные водители зачастую отклоняются от маршрута и едут по льду до самого Хужира, но делать это настоятельно не рекомендуется. Байкал не любит сковывать себя льдом надолго, новые торосы на льду появляются каждый день, переправа не по маршруту очень опасна и вашу безопасность никто не гарантирует.

Самым опасным местом, куда, к сожалению, люди выезжают на своих автомобилях, является как раз пролив Ольхонские ворота в районе бухты Перевозная. На этот кратчайшему путь, там, где летом проходит паромная переправа, зимой выезжать ни в коем случае нельзя, потому что именно через этот участок пролива проходит нажим “трещина становая”, как его называют местные жители. Так же здесь много опасных мест возле мысов.

В период распутья и ледостава, когда нет ни паромной ни ледовой переправы местные жители переправляются на лодках либо катером на воздушной подушке “Хивус”.

Электрический кабель на дне пролива – уникальный проект

Только в 2005 году Ольхон и материк соединили электрическим кабелем, который прошел по дну озера через пролив Ольхонские Ворота. Завершился длительный и сложный, растянувшийся почти на два десятилетия, период электрификации единственного обитаемого острова на озере Байкал. Проблема была решена лишь с появлением в нашей стране технологий и инновационных продуктов, позволивших осуществить давнюю мечту.

В 2004 году сооружение высоковольтной линии напряжением 110 кВт подошло к Байкалу. Для завершения электрификации о. Ольхон оставался этап прохождения пролива Ольхонские ворота и строительства линий в поселках острова. Здесь и встал вопрос, как тянуть кабель с материка на остров – воздухом или под водой. Перед этим были долгие дискуссии о том, какой способ лучше – наземный или подводный. Вариант подводного перехода впервые серьезно был обоснован в августе 1996 года сотрудниками Института систем энергетики СО РАН как альтернатива воздушному переходу — подвески проводов на опорах, установленных на противоположных берегах Ольхонских Ворот.
Сама идея проложить кабель по дну ничего нового не заключала, она естественна. Но вот проектировщики считали ее идеей фикс и приводили такие аргументы: нет опыта, оборудования, техники для сооружения.

ОАО “Иркутскэнерго”, совместно со специалистами “Радиана”, «Сим-Росс» и учеными Сибирского института систем энергетики им. Мелентьева ИНЦ СО РАН, тщательно выбирали способ укладки кабеля по дну пролива. Рассматривалось три варианта. К каждому из них предъявлялись строгие требования: обойти нерестилища рыбы и не затрагивать твердые грунты. Кроме того, учитывалась байкальская сейсмика и предполагаемая эрозия почвы в течение ближайших 10 лет.

Для того, чтобы на острове появилось электричество, требовалось проложить около 36 км линий напряжением 35 киловольт, 29 км напряжением 10 киловольт и около 20 км потребительской сети с напряжением 0,4 киловольта. Однако, самым сложным этапом работы стала прокладка кабеля по дну пролива “Ольхонские ворота”. Здесь на глубине до 40 метров было проложено 2 км. высоковольтной линии. При этом кабель клали единой нитью, без стыков, что на тот момент для России было абсолютно уникальной по сложности исполнения монтажной операцией. Специалисты признавались, что если бы ширина пролива оказалась больше, буквально на 200 метров, этот проект оказался бы нереализуемым.

Обычно для подобных работ применяют специальные суда, которые выкапывают на дне траншею и укладывают туда кабель. Но для Байкала такой метод невозможен. Это закрытый водоем и в него нельзя было перегнать большое судно-кабелеукладчик. К тому же экологи выступили против копания по дну траншеи, так как это могло нанести ущерб уникальной байкальской биосистеме. Они выдвинули еще одно требование – кабель должен быть в защитной пластиковой трубе. Пришлось разрабатывать методику, которая никогда еще в мире не применялась. Собрать кабель в пластиковой трубе на берегу, а затем по воде подвести баржами к месту перехода и затопить.

Кабель в Иркутскую область был поставлен компанией «Сим-Росс» с завода Nexans в Ганновере. Были изготовлены две цельные нитки кабеля общей стоимостью 1,2 миллиона евро. Каждая имела диаметр 130 мм, длину 2 км и вес 33 тонны. Гарантия, которую дала фирма производитель на подводный кабель – 50 лет. А, как уверяют французы, лежать он будет лет 200.

Определенные проблемы возникли из-за того, что подобные виды кабеля транспортируются исключительно водным путем. Для проекта электрификации Ольхона был создан специальный барабан, на который уложили кабель. В начале 2005 года кабель прибыл в Иркутск на железнодорожной платформе, затем, также по железной дороге, был переправлен в Култук. А с началом навигации, с помощью тяжелых барж, начались работы на воде. Действительно, прокладка такого подводного кабеля была уникальной для России операцией. Чтобы никак не воздействовать на экологию славного моря, кабель на суше заключили в полиэтиленовую трубу диаметром свыше 320 мм с толщиной стенки 20 мм, труба герметизировалась, и эту плеть транспортировали баржами вплавь на проектное место укладки. Затем в трубу подавалась вода, и вся плеть ложилась на дно, где она фиксировалась якорями и защищалась от возможных повреждений мешками с цементом.

Труба выполняет три функции. Во-первых, служит изоляцией слабых электромагнитных колебаний кабеля. Во-вторых, является дополнительной механической защитой. В–третьих, исполняет роль транспортного средства. Для сборки трубы выбрали бухту с пологими берегами. После того как кабель доставили на берег и все 2 км раскатали на ровном участке, на него нанизали десятиметровые отрезки полиэтиленовой трубы и запаяли с помощью специальной сварки. Затем с двух сторон через заглушки под давлением подали воздух. На то, чтобы спустить готовую конструкцию длиной в два километра и весом 56 тонн на воду, ушло двое суток. Всю операцию контролировали ученые из Лимнологического института.

Работе мешал ветер, скорость которого достигала 20 метров в секунду. Вместе с течением ветер выталкивал монтажников из пролива. С первого раза войти в пролив не удалось – кабель стало относить на скалы.Пришлось возвращаться в открытый Байкал и начинать все заново.

В течение четырех суток работа велась непрерывно. При отсутствии специального кабелеукладчика и транспортных средств, были задействованы 2 основных и 10 вспомогательных судов.

В следующие недели по завершении прокладки энергомоста был произведен монтаж и подключен кабель к уже построенной высоковольтной линии. На Ольхоне появился свет.

Статьи связаные с этим местом:

Новые статьи

Смотритель маяка

Из книги “Oльxoн – моя родина”. Глава 6. Автор: Каплина З. И. На одной из оконечностей о. Ольхон, прилегающей к проливу...

Интерактивная карта

Идея создать интерактивную карту для острова Ольхон пришла ко мне задолго до того, как я решил сделать этот сайт. Наконец...

Oльxoн. Места силы

Горы и реки. Родники и высоты. Кто там был, не может полностью осознать меру влияния мест силы на жизнь и...

Последние комментарии

Наши партнёры

Проект "Чистые берега Байкала" Бюро экскурсий "Душа Ольхона" Компания "Источник и ресурсы"

info_olkhon_map