Журнал про Ольхон Культура Шаманы мои друзья

Шаманы мои друзья

У каждого бывает в жизни час Х, когда что-то внутри зовет туда, куда обычно не тянет. Так случилось со мной однажды летом, лет семь назад. Была реклама некоего этно-транс фестиваля «Вселенское путешествие шамана». С тех пор всё пошло. Итак, рассказ о шаманах, их предназначении, об обрядах, о символах, о тотемных животных и птицах.

Любой город зациклен на самом себе не лучше любого отдельного человека, нужна была связь с местностью. Почти как в фильме «Аватар» у племени индейцев. Это их и спасло. И возвращение к корням жизни людей данной местности должно облегчить понимание и нам. То, что есть где-то шаманы, меня не очень волновало, но на уровне чувств жила уверенность, что они не потеряли связь с тем тонким миром, игнорировать который стало главной задачей этой цивилизации. Ведь шаман прежде всего проводник из физического мира в мир духов, надмир.

Встреча с главным

Фото Хагдаева В. В. Шаман -депутат.

Стою у Драмтеатра – место сбора отъезжающих на слет на остров Oльxoн. Убит – так странно зовут узбека с парализованными ногами на иномарке с Ангарска, который тоже хочет поехать на слет, чтобы излечиться. Убит так убит! Это даже забавно, поедем с ним… Оказия хорошая. Долго ли коротко, но по долгому пути решили сделать привал в Еланцах у некоего знахаря. Как потом оказалось, кандидата исторических наук. Но это уже выяснилось позже. Опишу свои впечатления от встречи. В селе сразу показали на дом в центре села, у центрального магазина, где за зелеными воротами стоял скромный маленький домик. Вышла его супруга.

Потом появился крепко сложенный человек азиатской наружности с внимательными глазами. Передав привет от его сокурсника тут же вместе с Убитом на костылях был приглашен в дом. После застолья Валентин Владимирович – а это был он – ныне самый известный шаман Бaйкaла достал массивную книгу по акупунктуpе и нашел нужную страницу, показав на стопах Убита точки, которые регулярно надо продавливать для улучшения нервных связей. Вот так незатейливо, без всякой загадочной экстрасенсорики была оказана человеку помощь. Жена Валентина Виктория не так давно взяла на воспитание маленькую сироту с детдома Айхе. Несмотря на то, что у Хагдаевых и без того двое взрослых сыновей—студентов. Но чета Хагдаевых всегда хотела иметь дочь, и в свои 50 лет они решили себя так порадовать… Впоследствии я убедился, что Хагдаев обладает ярким ясновидением, видит проблемы людей. Если надо оказать человеку действенную физическую помощь берется сам массировать стопы — в том чудо отзывчивости и сострадания ко всем живым и убогим. Тут не надо мудрить. Что касается обрядов Хагдаева, то они разные. Но в основе их примерно одни ингредиенты: огонь, над ним разливается молоко, брызгается водка, иногда приносится в дар мясо или табак. Почему именно такой набор? Шаман поясняет – что эта пища и напитки угодны духам потому, что когда-то они тоже были людьми и предпочитали такие угощения. Хагдаев при этом читает молитвы на бурятском. Иногда пользуется бубном. Его камлания влияют на погоду. «У нас волк — культовый зверь, у индейцев тоже. Культ орла — еще одна параллель, объединяющая нас» – объясняет Валентин Владимирович, он бывал в Америке в гостях у индейцев апиноков, аминаджи и анакиджа, которые сохранили в своей внешности в общем-то очень немного от общих предков. Американские ученые в качестве гостей приезжали к Хагдаеву, уверяли его, что культуpы бурят, эвенков и северных индейцев более чем схожи.

На том псевдопутешествии вселенского шамана просто собирали деньги с понаехавших, включали трансовую музыку на всю громкость, кому надо тех обработали шоумены в чуме. Зато благодаря этому транс-пати я впервые попал на Oльxoн. И был сражен похожестью его земли на твердую степь Казахстана – мою родину. Те же травы, то же солнце, только вокруг бескрайний изумруд бездонных вод, ещё ярче отражающих активность нашего светила. Убит кстати был очень мне благодарен, что мы заехали именно к Хагдаеву, ибо там ему было не к кому обратиться со своими нечувствительными нижними конечностями. Потом начал ходить. Сколько раз останавливался и летом и зимой, когда меня высшие силы звали к себе на остров, все время – десятки десятков раз останавливался у Хагдаева. Кров и краюха хлеба были у него всегда. Он знал, что мы еще встретимся, и мои бродяжьи повадки неспроста ведут на Бaйкaл. И кто знает, дошел бы я туда однажды, заблудившись на ночном и вьюжном острове, если бы не присел у Хадайской горы и не попросил духов-защитников местности меня вызволить…

И его заместителем

Валентин Владимирович проводит ритуал на Oльxoне

Кстати, привезли меня тогда с отказавшими от усталости ногами в дом к шаману Геннадию в село Ялга – оно перед Хужиром на полпути с парома. Принял меня в три часа ночи к себе на ночлег. Хотя мы с ним были знакомы шапочно, не отказал и не очень удивился внезапности. И объяснять ему зачем я пошел в ночь от кафе «Надежда» с поворота от Черноруда на ночной Oльxoн по льду было незачем. Видно, он понял, что не моя в том вина. Меня хотели испытать.

У Геннадия потомком был великий шаман Тоогул и в честь деда у бывшего механизатора и фамилия Тугулов. О своем раннем неверии в сверхъестественные силы и последующие мистические озарения в виде ведений, вещих снов, и внезапном обращении людей он может и не рассказывать, только обмолвиться. Люди ему верят не потому что может складно говорить. Глянув в пронзительной глубины режущие как по маслу глаза, многие хотят узнать побольше. Что касается семьи Тугулова – то на его воспитании находится трое внуков, дочь в разводе, а сын в городе. По настоящим временам очень сложно молодым людям зарабатывать и вот дед Гена тянется во всю, в шаманском мундире проводит летом экcкypcии и обряды для приезжих

— Кто-то сверху подсказывает, кто из стариков наставляет, как проводить тот или иной обряд. Бывает, решение о разрешении ситуации приходит во сне, – поясняет он свои методы. Кстати, он является учеником – с его же слов Хагдаева, имеющего самое высшее посвящение.

Вот мы стоим у самой кромки ледяных вод Бaйкaла и смотря на противоположный берег, Геннадий вспоминает своего деда, от которого у него шаманская сила и способность видеть людей насквозь и говорит нам о том, каких душевных силы и доброты друг к другу и бескорыстия ждут от нас духи предков, как они стараются, чем возможно, через посвященных помочь всем. Дословный пересказ был бы нелеп, но ощущение искренности поражает и становится грустно. От того, что простые нравственные истины, желание творить добро так трудны в этом мире… При том, что добрые нравы имеют большую силу чем хорошие законы.

Аль-Джазира в Бохане

И такое же непередаваемое ощущение грусти и пронзительного желания помочь ближним было у ныне отошедшего в мир иной председателя шаманской организации «Бургэд» Игоря Олзоева. С ним мы познакомились на большом обряде плодородия на шаманской горе Бохани – Хуушун, что стоит как природная пирамида в центе села Бохан. Туда я приехал с теле-журналистками из международного телеканала «Аль-Джазира», долго хотевших приехать на Бaйкaл, несколько раз звонивших и появившихся день в день — час в час перед отъездов на этот редкий обряд, проходящий раз в сто лет. Значит им надо было это освятить на весь мир. Тогда там собрались сотни людей из самых отделенных сели и царила самая удивительная доброжелательная атмосфера как к чужакам, так и к сородичам. Но словами не передать той мистической силы единения масс, мудрость можно только пережить. Рассказ будет абсурден. Совсем недавно я был в гостях у Игоря Владимировича, бывшего экономиста, в селе Ирхидей, что под селом Оса, помогал его семье на покосе. Мини-трактор сгребал ранее скошенную траву, мы шли с граблями и подсобирали. Потом перекусывали. Общались с его десятилетнем школьником сыном, хотящим стать артистом. Потом ехали всей бригадой на гигантской скирде сена, которую кое как связали на старой советской машине – эти впечатления сейчас передо мной ярче самых ярких детских…

Супруга Игоря Олзоева оказалась очень хлебосольная женщина. Пока мы не поели горячего, из-за стола не отпустила. Оказалась – она из сибирских татар, в селе она работает счетоводом. Когда же я шел из магазина с продуктами к дому Олзоевых меня остановили с расспросами подвыпившие деревенские парни, но узнав, что я в гостях у шамана – тут же расступились… Орел – вот тотем осинских и боханских бурят. Эта царь-птица покровитель многих родов.

– Шаманские призывания – молитвы, легенды – это те же стихи и песни, в которых, прежде всего, заключена мудрость многих поколений, кодекс чести, заповеди, – пояснял самое для нас сложное скромный Игорь Владимирович. Его прозрачные зеленые глаза лучились добром.

Кто-то считает шаманизм суеверием. Но если бы это было бы так, то ведь явление суеверий преходяще – но долговечность силы веры в единение с природой в шаманстве основано на истине, разумности и справедливости. Это нужно пережить. Описания часто очень хромают. Замечу напоследок, что такой силы связи с ушедшими от меня предками как на скошенном лугу деревенского домика Олзоева меня не посещало очень давно. Ощущение видимости своей жизни сверху не покидало, хоть по полю катайся, но природа молчала, журчал ручей. И было ощущение безвременности происходящего. И просто сказать, что чувства на природе воодушевляют и раскрываются, только потому, что человек не может быть от нее оторван… Лучше молчать и смотреть как естественно и гармонично живут люди, не потерявшие связь.

 Автор Михаил Юрковский

Новые статьи

Смотритель маяка

Из книги “Oльxoн – моя родина”. Глава 6. Автор: Каплина З. И. На одной из оконечностей о. Ольхон, прилегающей к проливу...

Интерактивная карта

Идея создать интерактивную карту для острова Ольхон пришла ко мне задолго до того, как я решил сделать этот сайт. Наконец...

Oльxoн. Места силы

Горы и реки. Родники и высоты. Кто там был, не может полностью осознать меру влияния мест силы на жизнь и...

Наши партнёры

Проект "Чистые берега Байкала" Бюро экскурсий "Душа Ольхона" Компания "Источник и ресурсы"

info_avia_tours