Журнал про Ольхон Археология Последний из курыкан

Последний из курыкан

Автор: Юлия Переломова

Всё началось с мыса Хоргой, «известного своей курыканской стеной». Вокруг этого места на Oльxoне ходит масса легенд: и то, что когда-то тут была древняя крепость неизвестного назначения, и то, что это святилище, где средневековые курыкане приносили человеческие жертвы. Один мой хороший знакомый во время очередной переписи населения записался «курыканином». Да что там знакомый, целые народы не прочь объявить себя потомками курыкан. А во всём виноват… академик Алексей Окладников. Эта статья посвящается последним из курыкан.

Во многих местах на острове Oльxoн можно встретить следы таинственных курыкан.

Хоргой – дежурная точка oльxoнских экcкypcий. Трясёшься на «уазике», шофёр бодро выскакивает: «У вас 20 минут!». 20 минут на «фотку» возле стены, бегом на мыс, «там камень есть с дыркой, вероятно, под голову, чтобы легче отрубать было». И, считай, приобщился к древней культуpе курыкан. Поехали дальше. В общем, те, кому достаточно, могут дальше и не читать. Этот текст для «больных на голову». Тех, у кого сердце забьётся при словах «гулигань», «древние руны», «разбитые сосуды» и «городища». Потому что когда я второй раз попала на курыканскую стену на Хоргое, то два дня бродила там, не выводясь. Место действительно странное. Мыс огорожен 185-метровой полуразрушенной стеной, поросшей кустами. Говорят, когда-то похожую стену разобрали в районе урочища Семь Сосен на строительство причала рыбзавода в Хужире. Сейчас причал разрушен, и оттуда торчат «курыканские» камни. За стеной на Хоргое – по всей «горбушке» мыса навалены камни самых различных размеров, как будто принесённые намеренно. Не похоже, что тут жили. Кто будет жить на высоком, продуваемом, холодном мысу? Тогда зачем стена? Неизвестно. Туристам обычно показывают на мысе два огромных камня с выдолбленными чашами. Рассказывают, что одну курыкане использовали «под кровь», другую – «под отрубание головы». Люди бросают в них монетки, серёжки, всё, что под рукой. Зачем – никто не знает. Просто на холодном ветру среди голых молчаливых камней как-то начинаешь верить в бурханы. За два дня поисков я обнаружила к двум известным ещё три «чаши». Что-то подсказывает, что это ещё не всё. Назначение этих многочисленных дыр в камнях непонятно, загадочно, странно. Вот тогда и возникла мысль разобраться, что за курыкане такие?

Всадники из легенд

Вся история этих самых курыкан – покруче научной фантастики. Или, скажем так, фантастика от науки. Всё началось с этнографа Бернгарда Петри. Если бы не его раскопки в 1912–15 годах в долине реки Мурин улуса Шохтой Курумчинского ведомства, никакой «культуpы курыкан» сегодня не было бы. Или была бы, но называлась совсем по-другому. Или была бы не такой легендарной. Но звёзды благоволили курыканам. Сын профессора антропологии обнаружил в долине Мурина некие сооружения. Он предположил, что это – средневековые плавильни железа, и назвал весь комплекс раскопок «культуpой курумчинских кузнецов». Петри считал, что эта культуpа предшествовала «поздней железной эпохе» 12–16 веков. А вот в 1937 году, когда сам Петри уже был в застенках НКВД, его ученик, будущий академик Алексей Окладников, подхватил идею. Тогда он впервые обозначил границы этой культуpы «раннего железа» – 6–12 века нашей эры. Дальше – больше. Уже к 40-м годам Окладников свёл две полюбившиеся ему гипотезы вместе. Он считал, что странные «курыкане», упоминавшиеся в средневековье в рунических надписях тюрков, и были теми «кузнецами» Петри. Это они строили по Приoльxoнью, Oльxoну, Ангаре, Лене загадочные городища с непонятными стенами. И оставили «писаницы».

Алексей Окладников был не только талантливым учёным, но и блестящим популяризатором науки. С его лёгкой руки курыкане «поселились» на Лене, Ангаре, Oльxoне и в умах людей.

Странно, но первым, кто донёс до русского уха слово «курыкане», был русский тюрколог Василий Радлов. Ещё задолго до Петри и Окладникова в верхнем течении Енисея и на реке Орхон в Монголии на ритуальных камнях нашли загадочные рунические надписи. Это были руны древних тюрков, которые учёные назвали «орхоно-енисейским письмом». Далеко на реке Орхон стоит большой памятник легендарному тюркскому правителю Культегину. В надписи на памятнике перечисляются народы, пришедшие «плакать» по ушедшему воину. В конце 19 века Василий Радлов перевёл эту надпись. Среди «плакавших» народов были и загадочные «уч-курыканы». То есть «три курыкана», три племени курыкан.

Тюркское название «курыкане», как считал Окладников, сохранилось и в китайских летописях, но под другим именем – «гулигань». «Земли гулиганевы на север простирались до моря, от столицы (столицы Танской династии Китая. – Авт.) чрезвычайно удалены», – писал в «Собрании сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена» русский китаист Никита Бичурин. Сам Окладников ссылается на историю династии Тан, где указано, что курыканы (кули) жили в «круге Ангкола, который носит имя одной реки». «Река Ангкола, о которой сообщает танская история, несомненно, является Ангарой», – сделал вывод Алексей Окладников. И пошёл дальше: «Жители Приангарья и Ленского края, кури-гулигани древних летописей и были, следовательно, хозяевами писаных Ленских скал, народом-знаменосцем Шишкинских писаниц, а степные тюрки называли их курыканами». Изучая шишкинские изображения, Окладников заметил, что воины-знаменосцы «одеты» художниками в типично тюркскую одежду, а их кони имеют интересные «зубцы» на гривах, которые, как он полагал, тоже свойственны древнетюркской художественной традиции. Рядом с писаницами учёный увидел древнетюркские руны, точно такие же, как в Монголии и на Енисее. Потом похожие писаницы Окладников нашёл в других местах по Ангаре, Лене, в долине реки Куды на скалах горы Манхай. Так родилась красивая гипотеза Окладникова о загадочном народе, гордых всадниках с флагами с Шишкинских писаниц. Академик полагал, что культуpа курыкан близка енисейским кыргызам, корни, соответственно, уходят в Среднюю Азию. А вот потомками курыкан Окладников назвал якутов. На гербе Якутии сейчас как раз изображён всадник с Шишкинских писаниц, скопированный когда-то Окладниковым со скал. Хотя современные археологи считают, что эта фигурка вряд ли имеет какое-то отношение к якутам. Но попробуйте скажите об этом якутам!

Новые курыкане

Курыканская стена на мысе Хоргой.

Где-то с 90-х годов 20 века история курыкан становится и вовсе загадочной. Выводы Окладникова оказались и верными, и неверными. Мнений по проблеме много, и вот лишь одна из точек зрения. В начале 90-х иркутский археолог Артуp Харинский, занимавшийся этой проблемой, пришёл к выводу, что артефакты, собранные Петри, – «смешанные», и время бытования отдельных находок достигает 13-14 веков. То есть не совпадает датировка с «границами» Окладникова. И само понятие «курумчинская культуpа» просто размывается! Что делать? У археологов есть слово «культуpоопределяющая основа» – это предметы, которые встречаются только в определённых раскопах и нигде больше. Они «отделяют» данную культуpу от других. Вот за основу курумчинской культуpы Харинский и предложил взять своеобразную, свойственную лишь этим находкам, керамику – с пальцевыми защипами. И ограничить область культуpы только Ангарой и Леной и сроками 8–12 века.

А что же было раньше? А раньше, как считает ряд иркутских археологов, с 3–4 века до н.э. по 7 век нашей эры на побережье Бaйкaла, Лены, Ангары жили люди своеобразной «елгинской культуpы». А уже потом появились «курумчинские кузнецы» Петри. Это они делали на Ангаре и Лене погребения, кремируя умерших на земле. Они – авторы наскальных рисунков конных воинов. Они строили городища-святилища. Но, как полагают некоторые иркутские археологи, на Бaйкaле, и на Oльxoне в частности, была своя, очень похожая на курумчинскую, но особая культуpа. Больше тяготеющая к Забaйкaлью. «Курумчинские кузнецы» и загадочные авторы городищ на Бaйкaле исчезли с карты к 12 веку. И на их место заступила «усть-талькинская» культуpа. Не менее интересная. Специфической особенностью её было то, что рядом с могилой человека в отдельной могиле хоронили лошадь или корову. К концу 15 века теперь уже устьталькинцам пришлось уйти на север – их теснили бурятские племена. Собственно, устьталькинцы и могли быть предками нынешних якутов. Это тоже одна из гипотез.

«Область научной фантастики»

Вопрос «Кто были эти курумчинские кузнецы?» остаётся пока без ответа. Это загадка, за ответ на которую дорого бы дал любой археолог или историк. На самом деле письменных упоминаний о курыканах очень мало, а точно определить, где они жили, и того сложнее. Тех же кыргызов очень легко локализовать в Минусинской котловине. Там много письменных свидетельств и материальных находок. А курыкан, как свидетельствуют археологи, локализовать сложно, да и практически невозможно. Исследователям доступно только одно – материальные остатки жилищ, погребений и святилищ каких-то людей, живших в 8–12 веках на Лене и Ангаре. А что был за народ, это, к сожалению, уже область научной фантастики. Никто не скажет со стопроцентной уверенностью, какое племя здесь проживало. Могли тут жить и бома-алакчины, и туматы. А могли жить и курыкане. Хотя, по мнению ряда учёных, их всё же стоит искать не здесь, а ближе к Китаю.

Да и вопрос о том, тюрки ли были курумчинские кузнецы, – открытый. Доказано, что они были тюркоязычными. А это не одно и то же. Они могли быть тюрками, а могли быть союзом нескольких племён, где главным было тюркское племя. В своё время Алексей Окладников сказал: «У берегов Бaйкaла, на Ангаре и Лене, сходились и расходились пути древних культуp Востока и Запада». К примеру, в устье реки Унги археологи обнаружили следы факторий выходцев из Средней Азии! Похоже, что ещё с 12 века тут был целый ремесленный городок, где среднеазиатские выходцы мастерили свои вещи. Люди тут торговали, ковали, отливали железо, растили злаки. Всё это рядом, в тесной связи с загадочным народом, который теперь и не знаешь, как назвать. Курыкане? Туматы, алакчины?

Нам остались городища. На Малом море, Oльxoне их масса. Помимо каменных, ещё и земляные. И археологи не могут сказать точно, было ли это укреплённым сооружением или святилищем. И когда многие из них были созданы – в эпоху так называемых «курыкан» или позже. Артуp Харинский пришёл к выводу, что эти городища были, скорее, святилищами, чем оборонительными сооружениями. И, в общем, с ним многие соглашаются. Сейчас и в специальной литератуpе их так и называют: «городища-святилища». Всё дело в том, что внутри, за этими стенами, практически нет никакого культуpного слоя. Нет находок. Везде всё одинаково – есть красивая стена или красивый земляной вал со рвами, площадки. А когда археологи начинают закладывать раскопы – нет практически ничего. Напрашивается логичный вывод – это были святилища. Строились они, как предполагают археологи, в соответствии с трёхчастным делением мира на верхний, средний, нижний, на высоких горах или мысах – чтобы к небу поближе. А вал, или ров, или стена нужны были, скорее всего, чтобы оградить эту сакральную территорию от злых духов. Археологам часто приходится повторять слова «скорее всего», «вероятно». Нет достаточных доказательств, что точно было святилище. Область научной фантастики.

Странные каменные чаши на Хоргое пока тоже не поддались исследователям. Если бы на таких мысах в непосредственной связи с чашами были найдены существенные материальные остатки – кости, украшения, погребальный инвентарь, – то смогли бы сделать датировку, в том числе и радиоуглеродную. И понять хотя бы, к какой эпохе относятся эти чаши. Стену, как и камни с «чашами», датировать бесполезно – датировка даст возраст камня и ничего более. Возможно, эти чаши принадлежали культуpе средневековых кочевников, а может быть, были выдолблены гораздо позже. Никто этого не знает. Кочевники ушли, оставив городища. А кто их использовал потом – очередная загадка.

Хранители священных мест

Странное шатровое сооружение на Малом Море.

Последняя загадка курыкан – само их имя. Я не буду приводить слова в их подлинном написании в этимологических словарях, чтобы не загружать читателя. Кому интересно – все книги в свободном доступе. Проверьте сами. «Древнетюркский словарь» переводит «курыкан» как «этническое название группы северо-восточных тюркских племён». Но и одновременно это же слово трактуется как «стан, военный лагерь»! И это ещё не всё. Когда мои знакомые были несколько лет назад на Oльxoне, спросили у местных бурят, что означает слово «Хоргой» (Иван Черский его встречал не только на Oльxoне). Бурятка Галя, промышлявшая ловлей рыбы, сказала: «Что-то вроде «прятать». Я заглянула в «Бурятско-русский словарь». Точно: «хоргодхо» означает «прятаться». Тогда-то и начала закрадываться мысль, что эти слова если не родные, то уж точно когда-то были близки. В древнетюркском есть слово, звучащее примерно как «кору», «кори» – охранять, оберегать. А в монгольском «хорго» – укрытие, обнесённое оградой место. От монголов к бурятам перешло и «хорео» – ограда. Так вот откуда эти стены! А если вы поинтересуетесь этимологией слова «курган», то узнаете, что это не только могильник, как мы привыкли, но и крепость, укрепление! Охраняемое место. Конечно, для профессионального этимолога это только забавные словесные игры, не более. Но для любителя выстраивается удивительная картина. Хоргой – потаённый, охраняемый мыс. Место, где что-то или кого-то прятали за стеной. В чём-то оно ещё и родное кургану (дилетанту журналисту простительно помечтать). А курыкане – «охранники». Похоже, что и в области лингвистики этот странный народ оставил свой след.

Вероятнее всего, никто и никогда не узнает, кем же были «курумчинские кузнецы», легенды и научные теории вокруг них будут плодиться. А потому что людям, сильно учёным и не очень, зачем-то нужны места, куда можно приехать и просто удивиться: «Тут такой камень есть! На нём голову отрубали!».

Новые статьи

Смотритель маяка

Из книги “Oльxoн – моя родина”. Глава 6. Автор: Каплина З. И. На одной из оконечностей о. Ольхон, прилегающей к проливу...

Интерактивная карта

Идея создать интерактивную карту для острова Ольхон пришла ко мне задолго до того, как я решил сделать этот сайт. Наконец...

Oльxoн. Места силы

Горы и реки. Родники и высоты. Кто там был, не может полностью осознать меру влияния мест силы на жизнь и...

Последние комментарии

Наши партнёры

Проект "Чистые берега Байкала" Бюро экскурсий "Душа Ольхона" Компания "Источник и ресурсы"

info_olkhon_map