Мыс Хоргой и Курыканская стена

Мыс Хоргой – степной мыс. Удобнее всего заезжать к нему со стороны теплого сора, где в солнечную погоду летом любят отдыхать горожане. Отделенный от Малого моря галечной косой бaйкaльский сор имеет малые глубины и летом хорошо прогревается, что позволяет подолгу купаться. В жаркие летние дни на берегах этого озера вырастает большой палаточный лагерь отдыхающих горожан.

Карта полуострова Хоргой с обозначением Курыканской стены.

Курыканская стена

Курыканская стена на мысе Хоргой.

Мыс Хоргой известен, прежде всего, благодаря развалинам древней курыканской защитной стены протяженностью 185 м и высотой в отдельных местах до 1,5–2 м. По флангам хорошо сохранилась каменная кладка. Она обнаружена в 1879 г. И.Д. Черским. Кладка каменных стен производилась без какого-либо скрепляющего материала. Рядом со стеной сохранились полуразрушенный ров, шириной 3,5 м и глубиной 1,5 м, и земляной вал.

Общая протяженность стены – 292 м, из них поперек мыса 202 м и 90 м – над пляжем с восточной, более пологой стороны мыса. С западной стороны, где мыс обрывается к воде отвесными скалами, следов стены нет. Именно здесь, на самом высоком месте мыса, обнаружен камень с выдолбленным углублением, предназначение которого непонятно. Высказывалось предположение, что это алтарный камень с углублением для сбора жертвенной крови, но пока это только рабочая гипотеза. Стена сложена из крупных камней, некоторые из них настолько большие, что поднимать их могли только несколько человек одновременно, кладка стены лучше сохранилась ближе к краям мыса. С восточной стороны перед стеной отчетливо видны остатки рва и покосившиеся на краю него вертикально вкопанные 2-метровые плоские камни. Подобное ограждение перед крепостной стеной сооружалось, чтобы остановить нападавшего противника на конях.

В некоторых, хорошо сохранившихся местах, стена намного выше человеческого роста.

Еще одна подобная стена раньше находилась на мысе Шэбэтском (остров Oльxoн), но все ее камни были вывезены в пос.Хужир для фундамента школы и для рыболовецкого пирса.

Входной проем конструктивно выполнен подобно стене на мысе Шэбэта, но значительно больших размеров. Рассыпавшиеся камни указывают, что еще одна стена, подобная фундаменту башни, с внутренней стороны полукругом защищала въездные ворота. Здесь также можно видеть вертикально вкопанные большие плиточные камни. На восточной стороне мыса в начале 80-х гг. прошлого столетия можно было видеть следы больших кругов, оставленных, вероятно, стоявшими в этом месте длительное время юртами.

Тайна стен на Oльxoне

Большая часть стены уже разрушена временем и ветрами.

Назначение стены достоверно не установлено. Считалось, что это укрепление, служившее для временной защиты. Однако в последнее время все большее распространение получает версия, что сооружение могло быть культовым святилищем. Так, за стеной на мысе Шэбэтский найдены захоронения людей. Место захоронения закрыто сверху каменными плитами, сложены они в виде могильного холма. По версии Б.Б. Дашибалова, некоторые из таких мест могли являться культовыми объектами, а каменные стены и рвы оберегали от злых сил сакральное пространство. Для того чтобы усилить сакральные оборонительные функции городищ, приносились человеческие жертвы. Алтарем служили плоские камни с углублениями. Такие плиты, с хорошо заметными углублениями шаровидной и цилиндрической формы, обнаружены на мысе Хоргой.

В результате изучения стены ученые пришли к выводу, что это остатки курыканских крепостей и защитных стен, за которыми укрывались местные жители от набегов неприятеля. Курыканы, так именовался народ курумчинской культуpы, считаются основным предком якутов, которые в VI–IX вв. проживали в Прибaйкaлье. Самостоятельное государство – Их ул курыкан ученые связывают с появлением в Прибaйкaлье представителей тюркских племен. Главную роль в этом племенном союзе играли, кангаласские роды в составе которых были и те роды, которые в настоящее время связывают с казахскими, а также исконные племена Саха.

По гипотезе академика А.П. Окладникова, курыканы являются предками двух сибирских народностей: якутов и бурят. Сделав вывод о принадлежности крепостей курыканам и описав с десяток подобных фортификационных сооружений на бaйкaльских берегах, археологи на время просто забыли об их существовании. Серьезных археологических изысканий никто не проводил, а датировки всех стен традиционно основывались на нескольких находках вблизи стен керамики. Так в дальнейшем и повелось, что все вновь находимые искусственные каменные стены на берегах Бaйкaла стали относить без долгих раздумий к курумчинской культуpе и называть их оборонительными сооружениями, даже тогда,когда выяснялось, что сложены они бурятами полстолетия назад как загоны для скота.

Одна из характерных черт – слабый культуpный слой, отмеченный на всех «крепостях», а также их расположение, несколько удаленное от поселений.

Некоторые ученые считают, что перед нами, судя по всему, почти «классические» мужские дома, т. е. места временного проживания подростков и юношей. Здесь их обучали боевым искусствам, готовили к инициациям, проводили специфические ритуалы. Старики вспоминают об этих стенах словами: «Крепость, где метали стрелы». Исследователи убеждены, что это крепости, где курыканские воины могли длительное время сдерживать натиск неприятеля. Правда, при этом возникают закономерные вопросы, от кого им надо было защищаться, если они были господствующими племенами на прибaйкaльской территории в VI–IX вв., и где, если на них на самом деле нападали, тогда скрывались их дети, жены и скот? Огороженные территории на вершинах гор и мысов явно малы, чтобы на них могло поместиться значительное количество людей. Да и возможно ли вообще длительное время находиться на продуваемой ледяным ветром вершине безлесных гор, где нет источника воды и обустроенных жилищ? При сильном ветре в декабрьский мороз на вершине горы можно выдержать не более получаса.

Странные сооружения, назначение которых остается загадкой.

Не все сходится и в гипотезе о сакральных шаманских святилищах. Расспросы местных шаманов не подтверждают практики подобного строительства каких-либо огороженных сакральных территорий и кругов из камней для проведения шаманских ритуалов. Ограниченное место на остром гребне или вершине горы очень неудобно для проведения обрядов с разжиганием огня и традиционной пляской с бубном, во время которых шаман уходил в транс. Для этого требовалась ровная и безопасная площадка. В последние годы были обнаружены прямолинейные каменные кладки и подпорные стенки из камня в густом лесу, сооруженные не на мысах, а вдали от побережья, не несущие никаких оборонительных функций и не служащие для защиты сакральной территории. К их числу относятся прямолинейные стены,которые легко обойти по краям. Известны стены на мысе Рытом, у подножия горы в густом лесу при выходе реки Курма к Малому Морю, остатки стены на мысе Саган-Хушун, прямолинейная, с проходами, без видимых защитных функций стена на мысе Орсо (летник Новый Улан-Нур, протяженность стены около 70 м., высота около 1 м). Подобные сооружения, расположенные на не удобных крутых склонах в лесу, совершенно не вписываются в версию оборонительных курыканских крепостей. Их предназначение для современников остается непонятным и загадочным, возможно, их истинная цель – ограждение опасных территорий, чтобы туда не мог случайно забрести скот.

Древние кольцевые каменные сооружения.

Круговые стены на вершинах гор прекрасно сохранились на мысе Шэбэта (устье р. Анги), на вершинах двух гор над долиной ручья Крестовского, на полуострове Арал (Малое Море), мысе Лударь (Северный Бaйкaл), едва заметные следы стен есть в скалах пади Узуры (остров Oльxoн). Квадратные стены найдены в Тажеранском массиве и в горах севернее Онгурена.

Совсем иначе о происхождении этих стен говорят местные жители. В их рассказе постройка наблюдательного пункта связана с работой таможни в недалеком прошлом (дословно – «дед работал сторожем таможни и помнит о строительстве на мысе»). Сторожа отслеживали безопасную переправу грузов через Бaйкaл и движение караванов. Для этого была сооружена конная тропа наверх горы и наблюдательный пункт с вышкой, чтобы можно было быстро подняться и спуститься всаднику. О том, что еще совсем недавно люди часто ходили здесь, свидетельствуют три радиальные тропы от вершины, следы которых отчетливо видны на склоне горы. Эти тропы даже не успели зарасти и полностью исчезнуть, как это должно было бы быть, если бы городище было курыканским и отстояло от нашего времени на тысячелетие.

Статьи связаные с этим местом:

Экскурсии на которых вы можете посетить это место:


excurs_horin-igry_1

Большой Юг

Новые статьи

Смотритель маяка

Из книги “Oльxoн – моя родина”. Глава 6. Автор: Каплина З. И. На одной из оконечностей о. Ольхон, прилегающей к проливу...

Интерактивная карта

Идея создать интерактивную карту для острова Ольхон пришла ко мне задолго до того, как я решил сделать этот сайт. Наконец...

Oльxoн. Места силы

Горы и реки. Родники и высоты. Кто там был, не может полностью осознать меру влияния мест силы на жизнь и...

Последние комментарии

Наши партнёры

Проект "Чистые берега Байкала" Бюро экскурсий "Душа Ольхона" Компания "Источник и ресурсы"

info_olkhon_map